Шлифовка продолжается тем же номером абразива, что и обдирка. Задача на данном этапе пришлифовать зеркало к шлифовальнику, при этом их форма будет приближаться к сферической. При дальнейшей работе переход на все более мелкие номера приводит к устранению грубого мата и к еще более приближающейся к сферической форме поверхности, при правильных, конечно, приемах работы. Шлифовка ведется центральным штрихом длиной 1/4...1/3 диаметра зеркала. При этом столик поворачивается свободной рукой так же, как при обдирке, а зеркало (если оно находится сверху шлифовальника) поворачивается в противоположную сторону на угол, вдвое меньший. Таким образом достигается равномерная обработка по разным азимутам.
На рисунке показано направление центрального штриха и штриха по хорде. Я при притирке шлифовальника к зеркалу после обдирки работал в положении "зеркало внизу", активно применяя штрих по хорде, по мере достижения зеркалом и шлифовальником сферической формы, переходил на центральный. Дальнейшую обработку, включая полировку я провел в положении "зеркало вверху".
При шлифовке необходимо контролировать форму зеркала, его фокусное растояние и степень прошлифовки данным номером абразива.
Форму зеркала я контролировал в косо отраженном свете окна, люминесцентной лампы, т.е. источника равномерного рассеянного света. При этом "опущенные" зоны выглядели темными концентрическими кругами, а "поднятые" наоборот отличались лучшим отражением лучей. С зональными ошибками боролся изменением длины штриха и периодическим применением "эллиптического" штриха с выносом вбок на 1/5 ... 1/4 диаметра. Не буду подробно пересказывать эти приемы, так хорошо описанные в литературе, замечу только, что на своем опыте я убедился, что верный путь к успеху - это центральный прямолинейный, несколько укороченный (1/4 ... 1/3 D) штрих, плавные движения и хорошее качество абразивов, плюс - терпение, конечно!
Контроль качества поверхности на первом этапе производится визуально, но по мере применения все более мелких порошков приходится применять лупу, желательно 15 ... 20 кратную. При тонкой шлифовке я перешел на микроскоп, оборудованный окулярным микрометром, как это описывается в обеих книгах Л.Л.Сикорука.
Контроль фокусного расстояния заключается в измерении стрелки кривизны, причем для удобства и большей оперативности я обзавелся простым сферометром, конструкция которого также была заимствована из книги "Телескопы для любителей астрономии" Л.Л.Сикорука (есть в обоих изданиях).
База сферометра, то есть диаметр его основания равен 80 мм. Принцип работы такого прибора прост: снабженный дисковым индикатором, он измеряет стрелку кривизны по диаметру своей базы, а затем по простой формуле делается пересчет ко всей поверхности.
Для сферометра с базой 80 мм эта формула: R = 800 / x, где R = 2 F - радиус кривизны зеркала, а x - показание индикатора в мм.
Сначала сферометр нужно установить на заведомо плоскую поверхность. Обратную сторону зеркала, если она обработана, для этой цели использовать рискованно, т.к. она может иметь слабую кривизну. Лучше, если это будет кусок толстого зеркального стекла. Затем шкала прибора устанавливается на "О", и сферометр переносится на лицевую поверхность нашего зеркала. Берется отсчет и вычисляется радиус кривизны, а через него и фокус. Этот сферометр удобен тем, что кривизну зеркала можно определять не только в центре, но и на средней зоне зеркала и даже на краю. На краю, конечно, погрешность возрастает, но, все же, можно судить в целом о форме зеркала, сравнивая кривизны его на разных зонах. На последних стадиях тонкой шлифовки на первое место выступает, конечно, испытание под микроскопом и в отраженном свете косых лучей. Еще раз напомню, что пониженными участками будут те, которые кажутся более темными, к тому же, на этих зонах обычно присутствует более грубый мат.
Необходимо добиваться равномерно обработанной поверхности, как зеркала, так и шлифовальника! Только в том случае, если их форма сферическая, они соприкасаются друг с другом всей поверхностью, а значит движения при шлифовке будут плавными, без рывков, а при осмотре поверхности будут выглядеть равномерно обработанными.
Несколько слов хочу сказать о царапинах. Конечно, они нежелательны, чтобы их избежать необходимо соблюдать чистоту, при тонкой шлифовке и полировке использовать только прокипяченую и отстоянную воду. Использование заводских абразивов, особенно микропорошков, резко снизит вероятность "посадить" царапину. Однако и заводские "минутники" нужно отмучивать.
Одна, две царапины, даже довольно крупные не испортят значительно качество изображения, даваемого зеркалом, а вот густая сеть царапин сделает его непригодным для работы. Здесь надо оговориться, что царапины шириной и глубиной в несколько микрон могут быть убраны полировкой, так как при полировке снимается слой стекла около 10 мкм.
На главную | 110-мм "ньютон" | Познакомимся! | Фотогалерея | Статьи | Библиография | Обмен опытом | Ссылки | Гостевая книга